Куда уходят гипермаркеты?

Сергей Ломакин

Сергей Ломакин

Известный предприниматель и сооснователь торговой сети Fix Price  Сергей Ломакин  о смене формата и тенденциях рынка ритейла

2020 год начался с того, что огромное количество ритейлеров объявили о том, что планируют отказаться от формата «гипермаркетов». нас ожидает массовое закрытие старых проектов, либо переформатирование больших площадей под магазины меньшего размера.

Крупные российские ритейлеры  «Дикси», «Магнит», X5 Retail Group и многие другие, раскрыли свои планы по закрытию крупных проектов что планируют отказаться от гипермаркетов.  Что же подтолкнуло ритейлеров к таким  изменениям? В ситуации сегодня разбиралась «Комсомольская правда» и эксперт по ритейлу, предприниматель и основатель  сети Fix Price Сергей Ломакин.


Ломакин Сергей Александрович - российский бизнесмен, меценат и благотворитель.

Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой протрудился в должности генерального директора до 2007 года. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию. Так в стране появились «Fix Price», «Modis» и «ЦентрОбувь». Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». Спустя 12 лет, в сентябре 2019, сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.

 

 Сергей Ломакин рассказал  о том, что у российского рынка есть одна уникальность. Заключается она в том, что расцвет и закат гипермаркетов в России произошел за очень короткий отрывок времени, в отличии от других стран. Западные ритейл-бренды. Ассоциирующиеся только с форматом гипермаркета, сейчас активно меняют свой формат. Ломакин  не упускает тот момент, что открытие первого такого магазина в России  было большим событием, люди воспринимали гипермаркеты как музеи, куда отправлялись с семьей на весь день.

Первые трудности для гипермаркетов  наступили во время кризиса 2008 года, сложнее всего было поставщикам, ведь им приходилось работать на условиях, которые были выгодны лишь для ритейлерам.

Какие же причины заставили крупные компании задуматься об избавлении от больших магазинов?

Стоит заметить, что одной из главных причин стало изменение образа жизни людей. По словам Сергея Ломакина, люди больше не «затариваются» продуктами на месяц вперед, предпочитая делать покупки один раз в 2-3 дня. А что касается одежды, техники и других подобных товаров, такие покупки люди делают в специализированных магазинах. Так же у покупателей формируется новый спрос, который крупные компании не могут удовлетворить. Многие клиенты жалуются на то, что товар становится однообразным и хочется попробовать что-то новое.

Да и со временем пришли новые технологии, разве не более комфортно делать покупки в интернете? Значительная часть покупателей  уже сегодня занимается шоппингом онлайн. Статистика говорит о том, что через 5 лет это число покупателей удвоится. Именно из-за этого многие компании стали развивать свои онлайн-магазины.

Глава «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров рассказывает, что у гипермаркетов на сегодняшний день есть только два пути – либо их расформирование в более маленькие магазины, либо избавление от них.

“ Перспективной сегодня выглядит идея использовать закрытые гипермаркеты “втемную”: открывать на их месте Dark Store - склады для сортировки онлайн-заказов, в том числе, скоропортящихся продуктов. Еще один “темный” формат, для которого хорошо подойдут площади гипермаркетов, - Dark Kitchen - цеха для приготовления различных блюд, которые будут доставляться клиентам, сделавшим заказ в интернете”: такие идеи по поводу будущего гипермаркетов у основателя сети Fix Price.

Похоже, что в ближайшее время все гипермаркеты будут подвергнуты изменениям. Но все ли крупные компании согласны с тем, что от этого формата магазинов стоит избавляться?

Комментарии закрыты.