Главная Культура Черкесский театр им.Мухарбека Акова терпит бедствие

Черкесский театр им.Мухарбека Акова терпит бедствие

Автор: Юлия Маркина

Адыгейский Камерный музыкальный театр отпраздновал двадцатилетиеАктеры черкесского театра заявляют о массовых увольнениях и отсутствии спектаклей на родном языке.

Актеры черкесского национального театра, среди которых Заслуженные артисты и режиссеры КЧР, заявляют о развале культурного учреждения. По их словам, руководитель Артур Кидакоев уволил «неугодных» ему сотрудников, среди которых выдающиеся деятели культуры и искусств республики Маталио Абдоков (основатель и бывший руководитель черкесского театра) и Руслан Дышеков – руководитель театра с 2006 по 2009 годы. По их словам, в театре за пять лет не было ни одной постановки на черкесском языке, и он перестал отвечать поставленным задачам.

Тезада Тутова — Заслуженная артистка КЧР, писатель, драматург, член союза писателей России:

Положение черкесского театра в плачевном состоянии. На наш взгляд, сегодняшнему руководителю не нужен национальный черкесский театр, потому что он делает всё, чтобы его на корню уничтожить. 29 апреля он уволил главного режиссёра Маталио Абдокова и заместителя директора Руслана Дышекова.

По словам актрисы, причин их увольнять не было, просто они в числе «неугодных». Следующие на очереди мы. Я не понимаю, как человек, не владеющий литературным черкесским языком, может возглавлять наш театр? Мы, ведь, национальный театр, черкесский театр. Сегодня у нас уже закончилось терпение, мы кричим о своей проблеме, но нас никто не слышит. Я хочу, чтобы нас услышал наш народ. Сегодня черкесского театра нет.

Земфира Пшихопова — актриса черкесского национального театра:

Нынешний руководитель превратил государственный театр в свой собственный. Ставит спектакли на русском языке, в то время как мы — национальный театр. Наш театр, как и карачаевский, абазинский или ногайский существует для того, чтобы пропагандировать родную речь и культуру. Кидакоев, напрочь, забыл про это.

За последнее время не было ни одного спектакля на черкесском языке. Мы готовили спектакль к 70-летию Победы под руководством Маталио Абдокова, но Кидакоев стал вставлять нам палки в колёса. Он увёз половину коллектива на гастроли, и мы не могли репетировать без них. Увольнения режиссёра и своего заместителя он объяснил тем, что они якобы не работали в те дни, когда он был на гастролях, хотя все оставшиеся были на рабочих местах и даже репетировали те части спектакля, в которых не были задействованы уехавшие.

Фатима Кишмахова — Заслуженная артистка России, КЧР и Абхазии:

Увольняя профессионалов, руководитель назвал сомнительную причину. Ситуация такова, что следом за ними будет уволен костяк театра, то есть мы – Тутова Тезада, Пшихопова Земфира, Кишмахова Фатима, Шорова Марьяна. Это, действительно, костяк театра, который работает. Это люди, которые владеют родным языком. А нынешнему руководителю нужно просто их убрать, избавиться от них, чтобы в театре ему никто не мешал, чтобы никто не говорил, что нужно работать на черкесском языке, что нужно показывать культуру черкесского народа, наш фольклор и так далее.

У нас, ведь, богатейший материал. Это всё ему абсолютно не нужно. Черкесский театр стал семейным. Я обращаюсь к своему народу: «Вы часто встречаете нас на улице, и вы высказываете нам своё недовольство по поводу того, как работает театр, если мой народ себя уважает, если хочет сохранить остатки нашей культуры услышьте нас!»

Национальные театры созданы для того, чтобы в них ставили спектакли на родных языках, Кидакоев этого не понимает. На сегодня директор театра выжал все соки из этого учреждения, хотелось бы, чтобы черкесская общественность и общественные организации обратили на нас внимание. Мы уже обращались в различные ведомства, но никакого результата нет. Более того, он уверен в своей неприкосновенности, заявил нам, что мы можем обращаться куда угодно, но мы ничего не добьёмся.

Даже если у него есть благодетели среди нашего народа, я бы хотела к ним обратиться: «Если вы доверили ему такую миссию как национальный театр, то хотя бы посмотрите справляется ли он с этим, неужели вам всё равно, что будет дальше с черкесами и их моралью?»

Маталио Абдоков – основатель, бывший руководитель и главный режиссер театра:

Проблемы, которые мы сегодня подняли, вызваны тем, что черкесский театр разваливается. Там уже нет ничего святого. Директор ставит только свои пьесы сомнительного содержания. Одну и ту же пьесу показывают, продают по несколько раз, переиначив название. Меня, главного режиссёра, и человека, стоящего у истоков создания этого театра, уволили якобы за то, что я в воскресенье не пришёл на работу.

Если черкесскому народу нужен черкесский театр, нужно немедленно и кардинально решать этот вопрос. Нынешний директор целенаправленно разваливает черкесский театр. У него есть свой театр «Шыбжий», наверное, он хочет превратить его в профессиональный театр.

Человек говорит, что лежит в больнице, а сам в это время выступает в КБР. Мы ставим спектакли, затем он их снимает, то есть, мы их не показываем. А в годовых отчётах написано, что мы это всё показали, отыграли, на гастроли выезжали. За те 5 лет, которые руководит театром Кидакоев, не было ни одного собрания, планёрок и так далее. Все актёры кашляют, потому что мы работаем, репетируем в неотапливаемом помещение, даже при минусовых температурах.

В своё время черкесский театр нёс честь и совесть своего народа, а сегодня это непонятно что.

Руслан Дышеков – бывший руководитель черкесского театра:

Последняя постановка на черкесском языке была в 2009 году. Это была детская постановка. После этого для детей на родном языке абсолютно ничего не ставилось. В 2012 году поставили «Бесленей» и всё! На этом всё остановилось.

Зато за 2014 год был сделан отчёт о том, что были поставлены и показаны два спектакля. Но этого не было, конечно. В Министерстве культуры об этом знают, но никаких мер не принимается. Мы стали изгоями, потому что стали выдвигать требования.

Марьяна Шорова – актриса черкесского театра:

Обращаюсь ко всем черкесам всего мира! И ко всем тем, кому не безразлична этническая культура! Хотим, чтобы весь Черкесский мир нас услышал! Так как я являюсь актрисой черкесского драматического театра имени Мухарбека Акова, я хочу обратиться ко всем за помощью! Мы не можем работать в создавшихся условиях! Уже непонятно, то ли мы работаем в семейном театре Кидакоева, то ли всё-таки в национальном театре, который принадлежит народу.

Мы не можем ставить этнические постановки на своём родном языке, одевать свои национальные костюмы. Сейчас деятельность театра свелась к кукольному театру. Здорово, что есть такие эксперименты, но не в таких рамках нужно это делать. Не от имени театра имени Мухарбека Акова.

Если это семейный театр Кидакоевых, то мы, основной костяк театра, разворачиваемся и уходим. Если же театр принадлежит народу, то мы остаёмся, но в другом формате и с другим руководителем. Через театр мы должны и можем показать, что мы настоящие черкесы, а не сборище. Сейчас есть все возможности, чтобы растить детей на этнопостановках и показывать молодёжи нашу культуру.

Многие не приходят в театр, потому что они устали от того, что показывают сегодня от имени черкесского театра. А ведь это смотрит наша молодёжь, наши дети, чему мы их научим!

По поводу беспредела в нашем театре мы обращались в Министерство культуры КЧР, писали обращение к Главе республики, в Прокуратуру, в УБЭП МВД по КЧР. Пока это всё не принесло никаких результатов.

P.S Из обращения сотрудников черкесского театра к Главе КЧР Темрезову Р.Б: «…Всё, что делается в театре держится в тайне. Тому примером может быть то, как театр получал «Грант» Главы республики за пьесу «Родня», которая не написана. А отчёты липовые идут, будто бы коллектив поставил и показал спектакль в одном из черкесских аулов».

Источник: rukavkaz.ru

Вам может понравиться

Яндекс.Метрика