Уже не в первый раз звучат новости о том, что торговые сети планируют закрывать свои гипермаркеты. Только в 2019 году в США было закрыто примерно 9 тысяч торговых точек, как сообщает газета «Lenta.ru». Вероятнее всего, в России стоит ожидать подобный исход событий. Причина этому не только низкий экономический рост, но и изменение потребительского спроса.
Что же стоит делать брендам, чтобы оставаться востребованными на рынке? По мнению бизнесмена Сергея Ломакина, торговые сети должны модернизироваться во всех сферах.
Сергей Александрович Ломакин- российский предприниматель. В 1998 году вместе с партнерами основал сеть продовольственных дискаунтеров «Копейка», одну из первых в России. К 2007 году бизнесмен продал все принадлежащие акции «Копейки» и возглавил направление по организации в России новых стартап проектов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали «Fix Price», «Modis», «ЦентрОбувь». Стоит отметить, что первый магазин сети «Fix Price» был открыт в России в 2007 году при участии Ломакина. А на сегодняшний день эта сеть насчитывает более 3000 магазинов.
Для того, чтобы держаться на плаву, магазины должны использовать больше новых технологий. Это не только делает работу магазина проще, но и привлекает покупателей. К примеру, использование дронов на складе.
«Сегодня брендам недостаточно ценовой или ассортиментной конкуренции, соперничество переносится в инновационную сферу. Например, продуктовые магазины самообслуживания, в которых покупателю предлагается самостоятельно выбрать товар, взвесить, отсканировать и оплатить — это только промежуточное звено магазинной эволюции»: утверждает господин Ломакин.
Модернизированы должны быть и способы оплаты. По словам Ломакина, уже тестируются проекты, где оплата производится при использовании отпечатка пальца и других биометрических данных.
Также современные торговые сети не смогут обойтись без онлайн-магазина. Но наличие такой технологии - половина успеха. Приложение должно быть интерактивным и необычным, чтобы выдерживать конкуренцию и вызывать интерес у клиентов. А чтобы вызывать интерес, магазины должны придерживаться позиции «Продавай, развлекая». Ломакин приводит пример того, как развлечение клиентов поднимает продажи: «Дом инноваций Nike в Нью-Йорке позволяет покупателям сканировать обувь, которая будет им доставлена на баскетбольную площадку в магазине, где они сразу смогут опробовать новинку в игре». Игровой зал в спортивных магазинах – одно из самых интересных нововведений, которое помогает испробовать товар на деле. Также магазины применяют умные зеркала, которые помогают подобрать покупателям одежду без помощи консультантов.
Статистика показывает, что более 40% торговых сетей применяют искусственный интеллект в своих магазинах. В таких супермаркетах используют функции виртуальных помощников, чат-боты и другие технологии. Но и этим уже не удивишь покупателей, спрос которых меняется каждый день.
Но все ли игроки на рынке ретейла решатся на модернизацию и смогут применить новые технологии? Точно можно сказать, что магазины будущего не смогут уйти от цифровой трансформации.