Использование подержанных деталей для ремонта автомобиля при страховом случае становится для россиян оптимальным выходом, когда привычные варианты в условиях дефицита запасных частей просто не работают. К такому выводу пришли авторы исследования, которое проводил Финансовый университет при Правительстве РФ, изучая изменения в области ОСАГО.
Проблема ремонта автомобиля остается актуальной и для страховых компаний, и для автосервисов, и для автовладельцев. Как показывает исследование, проблемы с обеспеченностью запчастями испытывает большинство автосервисов - 87,2%, причем с 2022 года этот показатель увеличился на 11,2%. Станции технического обслуживания признают, что не могут в полной мере выполнить требования закона об ОСАГО из-за длинных сроков поставок запчастей.
«Несмотря на некое улучшение в обеспечении запчастями, исполнять требования закона об ОСАГО в установленные законом сроки готовы лишь 7% станций техобслуживания», — отмечает Александр Цыганов, заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ.
Одним из возможных способов решения проблемы эксперты называют корректировку действующего законодательства, которая позволит проводить ремонт в рамках ОСАГО с использованием б/у запчастей. Такую альтернативу допускают 92,6% автосервисов. Еще в 2022 году потенциал в этой инициативе видели лишь 72% СТО.
Между тем, как показывает исследование, сами владельцы автомобилей готовы к таким компромиссам. 74,4% автовладельцев согласны понизить категорию запчастей (с оригинальных на неоригинальные, с неоригинальных на б/у) в случае существенной задержки ремонта.
Напомним, что в настоящий момент Правительство России рассматривает инициативу использовать подержанные запчасти для ремонта автомобилей по ОСАГО. Главное условие ее реализации - подержанные детали не должны влиять на безопасность. Как правило, речь идет о кузовных деталях, фарах и стеклах. Нововведение позволит уменьшить число станций техобслуживания, которые отказываются работать в рамках системы ОСАГО, и увеличить долю натурального возмещения, то есть непосредственно ремонтов по «автогражданке». Кроме того, ожидается, что цена восстановления авто снизится на 10–15%, а срок — до 90%.