Накаляется ситуация вокруг свалки в городе Волоколамск Московской области. Соцсети и СМИ кипят от бурных обсуждений.
Началом для большого скандала стали неприятные запахи, которые на протяжении долгого периода времени доносились с мусорного полигона «Ядрово». Многие сравнивают случившееся с резонансным делом Кучинского полигона. Но тогда местным жителям помогал прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным, тогда как жителям Волоколамска, похоже, рассчитывать на подобное исключение не приходится.
Начались стихийные митинги и акции протеста, куда приходило все больше и больше людей. Очередной митинг собрал около полутора тысяч человек, которые пришли на территорию, прилегающую к ЦРБ, чтобы выразить свое возмущение. Поводом для этого стал очередной выброс свалочных газов, после которого пострадало несколько десятков детей. Местные жители обвинили во всем полигон, но прибывшие эксперты сделали несколько замеров, но выявить нарушения предельно допустимых концентраций вредных веществ не удалось. Возникли споры о том, как такое может быть, чтобы были пострадавшие, но не было для этого причин.
Именно в этот момент «ароматы» со свалки достигли органов обоняния и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. Он лично прибыл в больницу проведать пострадавших, когда попал под натиск возмущенной толпы. В ответ на обвинения и призывы о закрытии полигона глава региона тихо стоял перед камерами, заверяя общественность стандартной фразой, что «все необходимые мероприятия будут соблюдены».
Но митингующие не захотели понимать этих отговорок. Кто-то стал хватать Воробьева за руки, кто-то – за куртку, кто-то кидал в него снежки, а кто-то даже замахивался для более серьезной разборки. Главной обидой местных жителей стало не выполненное обещание губернатора, который еще на первых пикетах клятвенно обещал закрыть полигон на протяжении двух недель. А поскольку э того так и не случилось, народ возмутился и начал требовать более ответственного подхода к резонансному делу. Ведь уже после этого обещания случился выброс газов и пострадали дети.
Во время этой весьма тесной беседы пострадал и руководитель района Е. Гаврилов, которому едва не помяли лицо. На фоне бурных общественных обсуждений этот чиновник стал «козлом отпущения», поскольку именно он лишился должности по указанию Воробьева. Также губернатр поспешил задобрить толпу сообщением о том, что новые полигоны бытовых и коммунальных отходов, открывающиеся в Подмосковье, будут оборудованы системой дегазации и откачки образующихся вредны веществ. Злые языки объяснили такое поведение главы региона близостью срока окончания его полномочий и желанием быть выбранным на новый срок.
В конце марта на расширенном заседании правительства Воробьев завил следующе: «Наша задача, чтобы и активная дегазация, и сбор фильтрата проводились не после 50 лет эксплуатации полигона, а были предусмотрены еще в день открытия. Считаю, что в Подмосковье должны быть жестко отрегулированы и обязательный сбор мусора, и обязательная система дегазации и сбора фильтрата с первого дня».
Комментируя эти заявления, представители общественности задаются вопросом, почему чиновники такого уровня действуют, как говорится в пословице, когда жареный петух клюнет? Ведь подобная работа должна была быть сделана заранее. К тому же предпосылки для закрытия подмосковных мусорных полигонов имели место еще шесть лет назад, когда кресло губернатора на 5 месяцев занял экс-глава МЧС РФ и нынешний министр обороны Сергей Шойгу. На тот период был создан особый план по разрешению «мусорной» проблемы, получивший одобрение высшего собрания Московской области во главе с Шойгу. Предполагалось поэтапное закрытие полигонов с одновременным созданием экологических технопарков по переработке различных видов отходов. Но Сергей Шойгу не успел реализовать эти планы в виду перехода на новое рабочее место, когда возглавил Министерство обороны. А Андрей Воробьев, прибывший в качестве исполняющего обязанности губернатора Подмосковья, сразу приостановил всякое движение в этом направлении.
Но как только вопрос о свалках стал как никогда актуальным, глава Подмосковья Андрей Воробьев завил, что ничего не знает о планах по переработке и утилизации мусора. Якобы дорожная карта, разработанная при руководстве Шойгу, ему совершенно неизвестна.
Андрей Воробьев в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в категоричной форме заявил, что никогда ничего не слышал о подобной программе. Именно так он ответил на вопросы журналистов о том, почему сорвалась реализация данного проекта.
Критики возмутились, что преемник Шойгу отказался от развития такой востребованной программы. Такое могло лучиться только по той причине, что проект по закрытию свалок перекрывал значительный финансовый поток. И к тому же Воробьева, который отказался от начинаний своего предшественника, нельзя назвать ставленником Шойгу. И слухи о том, что Шойгу якобы долгое время лоббировал Воробьева, были признаны ложными и не соответствующими истине. Да и тесной дружбы между ними не наблюдалось, хотя либеральная оппозиция до последнего момента старательно напоминала всем, что отец Воробьева в 90-е годы работал в комитете гражданской обороны, и что дома Шойгу и Воробьевых находятся в непосредственной близости.
Между тем, ошибка налицо. Некий дом на Барвихе действительно принадлежал старшей дочери Ксении, супруге предпринимателя из «Газпрома». Но в 2010 году она продала эту недвижимость жене известного бизнесмена Елене Антипиной. А Андрей Воробьев приобрел соседний участок только в 2011 году, когда там жили совершенно другие люди. А Сергей Шойгу с супругой проживал в это время в квартире, расположенной на Воробьевых горах.
После завершения службы в госкомитете по ЧС пути Шойгу и Воробьева разошлись, причем никто из них не помогал карьере друг друга. Потом Андрей Воробьев получил назначение возглавить Московскую область, но случилось это благодаря успешному продвижению по линии «Единой России».
Интересно, что и сейчас Андрей Воробьев на вопросы касательно Сергей Шойгу отвечает с заметной резкостью. Когда речь зашла о «мусорной» программе разработанное его предшественником, губернатор жестко заявил: «Я не понял, для чего Вы меня сталкиваете с Шойгу. Я не помню, чтобы была тем более реализована такая программа. Я Вам напомню, что Сергей Кужугетович был на позиции губернатора всего пять месяцев. За 5 месяцев невозможно создать или реализовать какую-либо программу».
В ответ на это оправдание критики утверждают, что программа, которая была одобрена высшим советом Московской области и не выполненная за 5 месяцев руководства Шойгу, могла быть легко реализована за 5 лет губернаторства Воробьева.
По материалам: "