Главная Общество Что угрожало русскому языку в Татарстане?

Что угрожало русскому языку в Татарстане?

Автор: Влад

Федеральный центр услышал мнение национальных республик: поправки к «Закону об образовании», к которым представители регионов отнеслись критически, пересмотрены, и родные языки останутся в составе предметов, обязательных для изучения в школе.

Тенденции последнего десятилетия могли показаться тревожными как коренным представителям национальных республик, так и русскоязычным гражданам Российской Федерации.

СМИ «на полную катушку» разносят волны о засилье татарского языка, от чего «страдают русские дети в Татарстане», в Дагестане с тревогой обсуждается тема родного языка после сокращения часов его преподавания и признания факультативным предметом.

Неудивительно, что законопроект, предполагающий «факультативность» родных языков в республиках по всей России, вызвал однозначно противоречивую реакцию у представителей всех регионов, которая легла на уже «разогретое» сознание россиян.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предложен депутатами Госдумы Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Шамсаилом Саралиевым, Олегом Смолиным, Еленой Строковой и Борисом Чернышевым, затем список участников этой инициативы расширился до 18 человек.

При однозначном закреплении статуса русского языка как государственного, и потому обязательного к обучению, преподавание родного языка согласно законопроекту, выводится за пределы базовой школьной программы и становится факультативным, попросту говоря, «дополнительным занятием».

«А давайте и математику объявим дополнительным предметом!» - находчиво предлагают противники такого закона.

Ну а если без шуток, то их опасения имеют под собой весьма серьезные основания: во-первых, при введении «добровольного изучения» языков классы окажутся разделенными по национальному признаку — на русских детей и «не очень». А при условии большей востребованности русского в реалиях РФ, все это попросту приведет к отторжению родного языка, уверены представители национальной интеллигенции республик.

«Пока мы живем, мы разговариваем на своем языке, но постепенно наши дети и внуки перестают разговаривать на родном языке. За три года количество детей, изучающих марийский язык, в Агрызском районе уменьшилось на 50 человек. Уже в недалеком будущем его будет просто некому изучать», – заявил полпред Марий Эл в Татарстане Олег Третьяков. – Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции, обычаи хотя бы одной нации? Нет. В этом случае отмирает нация. Нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, исчезла его национальная культура».

В свою очередь доводы авторов и сторонников законопроекта сводятся к тому, что обязательное изучение национальных языков наносит ущерб знаниям русского языка, а русские семьи в нацрегионах не видят никакой перспективы в изучении башкирского, марийского и чувашского и пр.

В течение весьма длительного времени «пугалом»-иллюстрацией служил Татарстан: именно там громко прозвучало уголовное дело о «принуждении» к изучению татарского языка и прокурорские проверки, выявившие некие нарушения законодательства об образовании.

Примечательной оказалась история со школой «СолНЦе», которая несмотря на требования прокуратуры не стала отменять уроки татарского — в поддержку позиции директора никто из родителей не стал писать уже «традиционные» для республики заявления об отказе от изучения татарского языка.

В отместку Рособрнадзор «внезапно заметил» отсутствие спортзала и столовой, явились с проверками и другие инстанции, которые знакомы с положением вещей в школе далеко не первый год.

Тогда директор школы назвал действия прокуратуры слишком уж ретивыми, по его мнению, силовики просто «перегнули палку», следуя заявлению президента Владимира Путина о добровольности изучения региональных языков.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил летом 2017 года глава государства в Йошкар-Оле.

Тем не менее, едва ли сегодня можно говорить об угрозе русскому языку в том же Татарстане: как и в ряде других субъектов, там установлена возможность сдачи ЕГЭ только на русском языке, что вызвало отток учеников из школ с обучением на языках народов РФ, и даже отказ от изучения ряда предметов на родных языках. Выпускную проверочную работу учеников 4-х классов принимают исключительно на русском, а с 2013 года языком науки — защиты диссертаций — стали исключительно русский, в том числе даже для филологических наук. Т.е. ряд признаков позволяет уверенно заявить, что едва ли в Татарстане есть угрозы для изучения или развития русского языка.

В то же время опасения представителей народов республик РФ о национальном разделения и отторжении родных языков вполне объяснимы: в случае перевода родного языка в статус «дополнительных занятий макраме», он попросту вымрет, поскольку в условиях безоговорочной монополии русского ученики будут массово отказываться от изучения национального языка республики.

Поэтому заседание согласительной комиссии Госдумы, которая 8 июня оставила родные языки в списке обязательных для преподавания предметов, стала примером чуткой реакции центра на запрос национальной интеллигенции республик, ведь сохранение всего культурного многообразия народов России остается залогом мирного развития многонационального общества РФ.

Прочитайте также

Яндекс.Метрика