Федеральный центр услышал мнение национальных республик: поправки к «Закону об образовании», к которым представители регионов отнеслись критически, пересмотрены, и родные языки останутся в составе предметов, обязательных для изучения в школе.
Тенденции последнего десятилетия могли показаться тревожными как коренным представителям национальных республик, так и русскоязычным гражданам Российской Федерации.
СМИ «на полную катушку» разносят
Неудивительно, что законопроект, предполагающий «факультативность» родных языков в республиках по всей России,
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предложен депутатами Госдумы Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Шамсаилом Саралиевым, Олегом Смолиным, Еленой Строковой и Борисом Чернышевым, затем список участников этой инициативы расширился до 18 человек.
При однозначном закреплении статуса русского языка как государственного, и потому обязательного к обучению, преподавание родного языка согласно законопроекту, выводится за пределы базовой школьной программы и становится факультативным, попросту говоря, «дополнительным занятием».
«А давайте и математику объявим дополнительным предметом!» -
Ну а если без шуток, то их опасения имеют под собой весьма серьезные основания: во-первых, при введении «добровольного изучения» языков классы окажутся разделенными по национальному признаку — на русских детей и «не очень». А при условии большей востребованности русского в реалиях РФ, все это попросту приведет к отторжению родного языка, уверены представители национальной интеллигенции республик.
«Пока мы живем, мы разговариваем на своем языке, но постепенно наши дети и внуки перестают разговаривать на родном языке. За три года количество детей, изучающих марийский язык, в Агрызском районе уменьшилось на 50 человек. Уже в недалеком будущем его будет просто некому изучать», –
В свою очередь доводы авторов и сторонников законопроекта сводятся к тому, что обязательное изучение национальных языков наносит ущерб знаниям русского языка, а русские семьи в нацрегионах не видят никакой перспективы в изучении башкирского, марийского и чувашского и пр.
В течение весьма длительного времени «пугалом»-иллюстрацией служил Татарстан: именно там громко прозвучало уголовное дело о «принуждении» к изучению татарского языка и прокурорские проверки, выявившие некие нарушения законодательства об образовании.
В отместку Рособрнадзор «внезапно заметил» отсутствие спортзала и столовой, явились с проверками и другие инстанции, которые знакомы с положением вещей в школе далеко не первый год.
Тогда директор школы назвал действия прокуратуры слишком уж ретивыми, по его мнению, силовики просто «перегнули палку», следуя заявлению президента Владимира Путина о добровольности изучения региональных языков.
«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил летом 2017 года глава государства в Йошкар-Оле.
Тем не менее, едва ли сегодня можно говорить об угрозе русскому языку в том же Татарстане: как и в ряде других субъектов, там установлена возможность сдачи ЕГЭ только на русском языке, что вызвало отток учеников из школ с обучением на языках народов РФ, и даже отказ от изучения ряда предметов на родных языках. Выпускную проверочную работу учеников 4-х классов принимают исключительно на русском, а с 2013 года языком науки — защиты диссертаций — стали исключительно русский, в том числе даже для филологических наук. Т.е. ряд признаков позволяет уверенно заявить, что е
В то же время опасения представителей народов республик РФ о национальном разделения и отторжении родных языков вполне объяснимы: в случае перевода родного языка в статус «дополнительных занятий макраме», он попросту вымрет, поскольку в условиях безоговорочной монополии русского ученики будут массово отказываться от изучения национального языка республики.
Поэтому заседание согласительной комиссии Госдумы, которая 8 июня оставила родные языки в списке обязательных для преподавания предметов, стала примером чуткой реакции центра на запрос национальной интеллигенции республик, ведь сохранение всего культурного многообразия народов России остается залогом мирного развития многонационального общества РФ.