Скоро в российском банковском секторе наступит тишина. Выживут лишь несколько государственных банков. Однако, велика вероятность того, что регулятор займется «оздоровлением» других отраслей, которые станут новой кормушкой для чиновников, - полагает газета “
Массовая «зачистка» банковского сектора берет свое начало в 2013 году, года кресло руководителя ЦБ РФ заняла Эльвира Набиуллина. За это время рынок покинуло около 350 кредитных организаций, а общественности это стоило появления множества обманутых вкладчиков.
Недавно зампред Набиуллиной Поздышев решил порадовать банкиров: «чистка» закончится через 2-3 года. Ранее он говорил о сроке до двух лет. Но, финансисты хотят верить, что этот ужас закончится.
Предпринимателям, занятым в других сферах, можно начинать беспокоиться. Под жестокую руку регулятора могут попасть негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, находящиеся под управлением подконтрольного ЦБ Агентства по страхованию вкладов.
Статистика на сайте АСВ показывает, что в данный момент происходит ликвидация десятка страховщиков и 34 НПФ. Конечно, это сущие пустяки по сравнению с гибелью банков.
Между тем, регулятор в последнее время активно комментирует события в этих сферах. Так, в обзоре финансовой стабильности Центрального банка сказано: «Уровень убыточности в сегменте ОСАГО остаётся на высоком уровне... Актуальной остаётся проблема повышенных выплат страховщиков, связанных с деятельностью юридических посредников в ряде регионов». Не исключено, что в Центробанке уже задумались о поиске поводов для ликвидации компаний.
Напомним, для банков использовались такие формулировки: «размещение денежных средств населения в активы неудовлетворительного качества», «проведение операций, обладающих признаками вывода активов» и т. д. Под такие «признаки» можно легко подвести любую организацию. Похоже, страховщикам и НПФ есть чего бояться.
В следующем году Центробанк планирует «оздоровить» страховой рынок: кого-то ликвидировать, а кого-то «социально значимого», спасти. В страховом сообществе активно обсуждают грядущие перемены, но этим положение не улучшить.
Также Банк России проявляет интерес к НПФ: то вводит лимиты на инвестиции, то запрещает приобретать различные бумаги. Возможно, пока регулятор пока не придумал подходящие «признаки» проблемности игроков.
Еще две категории находятся под угрозой — криптовалюта и ломбарды. Регулятор озадачен повышенной активностью биткойнов на рынке, но пока он сосредоточен над вторыми. Еще в прошлом году ЦБ разработал план регулирования ломбардов сроком до 2020 года.
Будет не удивительно, если после «чистки» банковского сектора мы услышим о появлении департаментов надзора за НПФ и страховыми фирмами. Вероятно, к ним будут иметь отношение и нынешние герои: Поздышев, его родственница Орленко и первый зампред Тулин.
Эти личности создают руины так, где работают. Очевидно, что после конца «банковской чистки» им понадобится новая кормушка взамен съеденной.