Строительство газопровода «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» стартовало в октябре 2024 года, при этом земля была выделена и под железную дорогу. Соответствующее решение подписал руководитель Администрации Президента Кыргызстана Окилбек Жапаров.
Документ регулирует преобразование земельных участков в городе Джелалабад для реализации международного проекта. В рамках решения 44,29 гектара земель из категорий сельского и водного фонда переведены в категорию "земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других целей". В частности, это включает:
- 36,55 гектара орошаемых пахотных земель;
- 7,54 гектара пашни;
- 0,2 гектара болот.
Городской администрации Джелалабада поручено внести изменения в регистрационные документы на земельные участки, а также обеспечить замену участков, находящихся в частной собственности, на равноценные из Государственного фонда земель сельскохозяйственного назначения. Также необходимо утвердить градостроительные документы в соответствии с действующим законодательством. В случае нецелевого использования или неиспользования земель предусмотрена их конфискация.
Для справки, в сентябре 2022 года Узбекистан, Кыргызстан и Китай подписали соглашение о строительстве железнодорожной линии длиной 454 километра. Согласно решению Президента Узбекистана, Фонд восстановления и развития «Узбекские железные дороги» выделит кредит в размере 255 миллионов долларов для финансирования доли Узбекистана в уставном капитале проектной компании. 14 миллионов из этой суммы планируется выделить до конца текущего года. Кредиты будут предоставлены на 15 лет с годовой процентной ставкой 5% и 7-летним льготным периодом. По условиям соглашения, подписанного 6 июня, доля Узбекистана и Кыргызстана в проектной компании составит 24,5%, а 51% будет принадлежать Китаю. Общий уставный капитал проектной компании составляет 1,040 миллиарда долларов. В сентябре в Бишкеке была открыта «Железнодорожная компания Китай-Кыргызстан-Узбекистан».