По некоторым карточкам банки не взимают плату за обслуживание: есть даже такие кредитные карты, которые находятся в списке предложений, актуальных на сегодня. Однако и по карточкам с бесплатным обслуживанием могут списываться комиссии за совершение каких-либо операций. А иногда обслуживание и вовсе бесплатно только в течение ограниченного периода времени после активации карты либо при соблюдении определенных условий.
Порой случается и так, что банк подключает клиенту без его согласия какие-либо платные услуги — например, уведомления о совершенных операциях. Что делать в таком случае?
Как банки подключают платные услуги
Банки не имеют права навязывать клиентам какие-либо платные услуги — кроме тех случаев, когда это предусмотрено законодательством. Сюда относится, например, страхование квартиры при оформлении ипотеки.
Наиболее распространенными платными услугами являются СМС-информирование, страхование, подписки на различные сервисы.
Обычно подключение происходит по одному из следующих сценариев:
- Банк предлагает клиенту бесплатно пользоваться сервисом либо услугой в течение определенного периода — например, 3 месяца. О том, что со счета скоро спишутся деньги, банк не предупреждает. Для клиента, забывшего о подключенной услуге, это становится неприятным сюрпризом.
- Банк предлагает платную услугу, для отказа от которой нужно совершить какое-либо действие — к примеру, отправить в ответ СМС с определенным текстом. Если клиент ничего не сделает, то банк воспримет это как выражение согласия.
- Невнимательное изучение договора при оформлении кредитки, дебетовой карты, страховки или любого иного продукта приводит к тому, что клиент неосознанно соглашается на платную услугу.
Следует внимательно просматривать все уведомления, поступающие от банка. Некоторые кредитно-финансовые организации отправляют их на указанную клиентом электронную почту. Необходимо удостовериться, что они не были определены как спам и поступают своевременно.
Также стоит помнить, что от некоторых услуг можно отказаться в течение определенного срока. Например, для страховки этот период составляет 30 дней.
Как узнать, какие платные услуги подключены
Обычно сделать это можно через мобильное приложение банка. Для этого необходимо в нем авторизоваться, открыть настройки профиля, перейти в раздел с различными услугами и просмотреть их. Как правило, узнать, какая сумма была списана за них, можно в истории операций.
При желании уточнить список платных услуг можно и при личном визите в банковское отделение. Также можно просто позвонить в службу поддержки.
Что делать при обнаружении платной услуги, подключенной без согласия
Нужно обратиться с заявлением об отключении платных услуг в любое отделение банка. Иногда достаточно просто обратиться с соответствующей просьбой в онлайн-чат на сайте банка либо позвонить в службу поддержки.
Как правило, платную услугу отключают сразу же, после чего клиенту возвращают все списанные средства. Если банк не идет навстречу, можно пожаловаться на него в Центральный банк или Роспотребнадзор.